На одном из фонарных столбов в городке, расположенном прямо у границы с заповедником, висит объявление, что некто хочет купить сайгачьи рога. Текст гласит, что покупателю нужны «сувенирные» рога, но намек ясен: если у вас есть рога, то мы их купим.
За один килограмм, т.е. две или три пары сайгачьих рогов, в Китае можно выручить 5 000 долларов США. Закупочная цена в российской степи может доходить до 25 000 рублей (приблизительно 375 долларов США) — серьезное искушение для местных браконьеров. В 2013 году Россия ужесточила наказание за незаконную охоту на сайгака, а также за хранение или продажу любых частей сайгака или произведенных из них продуктов. В 2015 году были введены дополнительные меры против браконьеров и усилена борьба с незаконной скупкой рогов, но всего этого недостаточно. Для того, чтобы остановить браконьеров и спасти популяцию сайгаков, эту работу нужно продолжать.
Степные регионы России являются средой обитания для 11 видов млекопитающих, сохранность которых имеет мировое значение, и в их числе один из наиболее харизматичных видов копытных — антилопа сайга. Когда-то сайгак населял степные и полупустынные области юго-востока Европы и Центральной Азии, от прикаспийских степей до Монголии и западного Китая, а сейчас эта антилопа - единственный выживший представитель семейства сайгаков Saiga genus, отнесена к числу видов, находящихся на грани исчезновения.
В наши дни сайгак встречается только в Казахстане и России. Республика Калмыкия, расположенная на юго-востоке Европейской части России, является одним из ключевых мест обитания сайгаков, и именно здесь прилагаются главные усилия по их сохранению в России.
До конца 1980-х годов по засушливым регионам Евразии кочевало более миллиона сайгаков. Активная охота на этих животных привела к тому, что к 1990-м годам общее поголовье сайгаков упало до каких-то 50 000 особей. Но борьба с браконьерством приносила свои плоды, и к началу 2015 года эта замечательная антилопа восстановила свою численность до нескольких сотен тысяч особей в пределах своего ареалу.
Однако в мае 2015 г. свирепая вспышка эпизоотии в соседнем Казахстане нанесла огромный урон популяции сайгаков: две бактерии в кишечной флоре сайгака, Pasteurella multocida и Clostridium perfringens – обычно безвредные – дали вспышку смертельной инфекции, которая убила более половины всего поголовья. В ходе исследований было установлено, что при повышении температуры эти бактерии начинают вырабатывать токсины, а в результате изменения климата среднемесячная температура в мае выросла на несколько градусов по всей территории обитания сайгака .
Лучшей защитой от гибели из-за болезней является здоровая популяция сайгаков, которая может противостоять заболеваниям и приспособиться или мигрировать при изменениях климата. К сожалению, сайгак вновь находится в угрожаемом положении, в первую очередь, из-за браконьерства. Рога самцов сайгака высоко ценятся в традиционной китайской медицине, в итоге избирательная браконьерская охота на сайгаков привела к новой катастрофе – на этот раз репродуктивной.
Браконьерство вызвало серьезное нарушение соотношения самцов и самок в популяции сайгаков в Калмыкии: доля самцов сейчас колеблется от 0,7% до 3%, вместо нормальных 15-25%. Из-за такого крайне низкого соотношения 80% самок не имеют возможности участвовать в размножении, а переистощение самцов в ходе гона ведет к повышенной их гибели. Судьба сайгака висит на волоске.
Проект Программы развития ООН «Совершенствование системы и механизмов управления ООПТ в степном биоме России», в том числе стимулирующий усилия по борьбе с браконьерством, работает в биосферном заповеднике «Черные земли» в Калмыкии с 2010 года.
Проект, финансируемый Глобальным экологическим фондом, поддерживаемый ПРООН, и реализуемый Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, действует в четырех заповедниках. Цель проекта — расширение системы охраняемых природных территорий в степных районах России, создание системы более эффективного управления ими и более надежного финансирования. Учитывая, что примерно 25% азиатских степей находятся в основном в естественном состоянии, российские степи можно рассматривать как один из глобальных приоритетов по сохранению природы.
Проект не только закупил технические средства и автотранспорт, поддержал разработку и принятие нормативных актов о расширении сотрудничества, но и согласовал с правительством Калмыкии расширение охранной зоны заповедника. Эти совместные усилия значительно увеличили способность заповедника противодействовать браконьерству.
Признавая, что охраняемые природные территории служат основой для долгосрочного сохранения степных экосистем и биологического разнообразия, Проект сосредоточил свои усилия на создании и управлении безопасной, всеобъемлющей, адекватной и представительной системой особо охраняемых территорий.
Но охраняемые территории — не единственное решение проблемы. Сотрудники Проекта понимают, что необходимы не только более сильные институты и более жесткие меры контроля, но и меры по сокращению масштабов бедности и созданию новых экономических возможностей. Учитывая нынешнее критическое состояние популяции сайгака, полный запрет на торговлю его мясом и рогами, а также исключение сайгака из списка охотничьих видов животных являются основными мерами по его сохранению
Для реализации этих важнейших мер по охране природе Проект также прилагает усилия к всестороннему вовлечению местных жителей и охотников в процесс принятия решений. Для этого ведется учебная и разъяснительная работа среди местного населения. Например, в Калмыкии уже два года подряд отмечается День степи, который стал официальным региональным праздником. Цель данного праздника в том, чтобы местные жители узнавали новое о живой природе, которая их окружает, и в частности, о красоте и ценности сайгака.
«У нас не осталось времени на то, чтобы просто заниматься воспитанием детей. Если мы станем ждать, когда следующее поколение начнет что-то делать, степь превратится в пустыню, и сайгак исчезнет». Евгений Кузнецов, руководитель Степного проекта ПРООН-ГЭФ.
Законы, защищающие сайгака, приняты на федеральном уровне, но сейчас необходимы срочные меры по обеспечению их исполнения, и особенно дополнительное финансирование мер по борьбе с браконьерством, а также развитие сельских районов.
В начале работы Проекта в Калмыкии было 15 000 сайгаков, и доля самцов в популяции составляла 8%. Несмотря на все усилия проекта, как показывают последние отчеты полевых исследований, в настоящее время в Калмыкии число сайгаков не превышает 8 000. По более пессимистичным оценкам, их не более 4 000. А это значит, что в лучшем случае в Калмыкии осталось всего 120 самцов сайгака при их доле в популяции равной 3%.
В этом году девиз Всемирного дня охраны окружающей среды – «Спасая дикую природу, спасаешь жизнь» (Go Wild for Life). Это призыв к людям во всем мире вспомнить обо всех видах животных, находящихся в опасности, и помочь их защитить и сберечь для будущих поколений. Противодействие незаконной торговле начинается с отказа покупать продукты, полученные из сайгака и других видов животных, находящихся под угрозой исчезновения. Правительства и международные организации нуждаются в широкой поддержке всех слоев населения, что позволит ввести и соблюдать более жесткие законы, и предотвратить дальнейший упадок экономики и разрушение экосистем. Кто бы вы ни были и где бы вы ни жили — продемонстрируйте в своих словах и делах абсолютную нетерпимость к незаконной торговле дикими животными и измените мир к лучшему.
«Это нужно человечеству и нужно будущим поколениям. Если мы спасем природу, мы спасем себя. Сайгаки обитали на этой территории до того, как здесь появились люди, и не нам решать, какому виду жить, а какому умирать. Они жили здесь прежде нас и должны жить после нас. Наш долг — спасти их». Евгений Кузнецов, менеджер Степного проекта ПРООН-ГЭФ.
Более подробная информация о проекте и о мерах охраны еще в трех природоохранных заповедниках размещена на сайте www.savesteppe.org
© 2026 United Nations Development Programme