“Мои родители умерли много лет назад, и я начала жить с моими братьями и их женами. Когда они ходили на рынок, люди дразнили и издевались над ними из-за меня“, вспоминает Моника Шахи. “Им было очень стыдно за меня, и мне было непросто жить там. Несколько раз я думала о самоубийстве“.
Моника бежала из своей семьи в деревне Ламки в поисках общества, которое смогло бы принять ее как личность с идентификацией пола, отличной от биологического. В конечном счете она нашла это место в Тикапуре – городке Дальнезападного региона Непала, что в 30 минутах езды на скутере от ее деревни. “Я счастлива здесь, но были времена, когда я скучала по своей семье. Я не навещала их с тех пор, как уехала из дома, потому что они все еще не приняли меня“, - говорит она.
В Тикапуре Моника нашла большое дружелюбное сообщество трансгендеров, но и здесь часты были случаи самоубийства, вызванные распространенной в обществе стигматизацией и структурной дискриминацией. Вследствие этого и руководствуясь личным опытом в борьбе за принятие, Моника стала правозащитником, который борется за права лесбиянок, геев, трансгендеров и интерсексуалов (ЛГБТИ) в Кайлали, районе, в котором расположен Тикапур.
Она присоединилась к “Блю Даймонд Сосайти» («BDS»), общественной организации, чья деятельность направлена на улучшение сексуального здоровья, защиту прав и благополучие сексуальных и гендерных меньшинств в Непале. С тех пор она оказывает помощь в области организации мероприятий внутри сообщества и консультирует людей ЛГБТИ в Кайлали. «В Кайлали и прилегающих горных районах существует огромное сообщество трансгендеров», - говорит Моника. «Раньше было большое количество самоубийств, но постепенно их число стало сокращаться».
Такие правозащитники, как Моника, «BDS», Национальная комиссия по правам человека и другие общественные организации по правам человека добивались от Верховного Суда Непала обеспечения равных возможностей для всех и устранения любых законов и политических мер, направленных на дискриминацию. Они выступили за внесение законодательных поправок, которые обеспечат соблюдение прав для всех слоев населения, и равноправие в независимости от гендерной идентичности и сексуальной ориентации. В 2007 году Верховный суд постановил, что правительство должно выпустить карточки гражданина и удостоверения личности с третьей категорией пола для тех, кто не хочет быть идентифицирован в качестве лица мужского или женского пола. В 2013 году в Непале выпустили первый документ о гражданстве, где в графе «пол» было написано «иной». И в 2015 году был выпущен первый паспорт, где в графе «пол» было указано «О» («Other»). Это паспорт Моники.
«Есть что отметить», - говорит Моника, отвечая на вопрос о том дне, когда она получила паспорт с категорией пола «О». «Мой паспорт сейчас отражает мою личность и этот документ поможет мне выразить свою гендерную принадлежность», - продолжает она. «У меня было 3 цели в жизни: во-первых, получить гражданство в соответствии с моей гендерной идентификацией; во-вторых, получить паспорт; и в третьих, выйти замуж за человека, которого полюблю. Я уже достигла первых двух, мне осталось достичь последнюю».
Для того, чтобы получить паспорт с категорией пола «О», трансгендеру нужно сначала получить карточку гражданина, где в графе «пол» указано «иной», а не «мужской» или «женский». Для многих это является огромным препятствием, так как их карточки гражданина были выданы до 2013 года, когда единственными категориями для пола были: мужской или женский. «У многих представителей ЛГБТИ-сообществ уже есть карточки гражданина, но их пол обозначен либо как мужской, либо как женский», - говорит Маниша Дакаль, исполнительный директор «Блю Даймонд Сосайти». «Правительство не выпускает новые карточки гражданина для таких, как я, кто хочет поменять пол. У меня есть карточка гражданина, где в графе пол указано «мужской», и я не могу поменять его на «иной». Она продолжает: «BDS» сейчас направляет петицию в Верховный суд с требованием предоставить возможность трансгендерам получить паспорт с категорией пола «О» независимо от того, что в их карточках гражданина пол указан как «мужской» или «женский».
В настоящее время Моника, удовлетворенная своим статусом, сосредоточена на достижении ее третьей цели – выйти замуж за человека, с которым у нее отношения более трех лет. Она обещает, что когда они поженятся, они навестят ее семью в Ламки как муж и жена. На данных момент еще 2 трансгендера подали документы на паспорт с категорией пола «О» и ждут их выдачи.
Новая Конституция Непала была принята 16 сентября 2015 года. Конституцией четко предусмотрена защита людей из ЛГБТИ-сообщества от дискриминации, насилия и жестокого обращения.
«The Multi-Country South Asia Global Fund HIV Programme» («MSA») – это региональная программа по вопросам ВИЧ, которая существует в следующих семи странах: Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Непал, Пакистан и Шри-Ланка. Общей целью Программы является сокращение влияния и незащищенность от ВИЧ-инфекции мужчин, у которых сексуальные отношения с мужчинами (МСМ), хиджры и трансгендеров. Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) является основным реципиентом Программы. Программа «MSA» поддерживает создание потенциала внутри страны и на региональном и местном уровне организаций – суб-реципиентов, занимающихся предоставлением услуг (профилактика ВИЧ, уход и поддержка), разработкой политики и правозащитной деятельности, созданием партнерств с органами местного самоуправления и департаменами здравоохранения, научными исследованиями, относящимся к МСМ и трансгендерным вопросам, и созданием более прочных общественных систем по поддержке и обеспечению этой работы.
«Блю Даймонд Сосайти» является суб-реципиентом гранта «MSA». Их совместная работа с Национальной комиссией по правам человека, национальными заинтересованными сторонами и ПРООН помогла предоставить доказательства и политическую защиту в стране с тем, чтобы в ней было принято использовать также третью категорию пола, и ввести категорию «иной» для гражданских и иммиграционных карт и категорию «О» в национальном паспорте.
© 2026 United Nations Development Programme